Открытие и закрытие ФЛП (бизнеса) во время военного положения
Из-за российского вторжения на территорию Украины большинство украинцев сталкиваются с изменением деятельности: кто-то вынужден отказаться от своего бизнеса ввиду активных боевых действий в их городе, у кого-то есть возможность и вдохновение на открытие новых бизнесов на относительно безопасных территориях.
В связи с этим актуальным на сегодняшний день является вопрос процедур открытия и закрытия ФЛП и юр. лиц. Сразу заметим, что с введением военного положения эти процедуры подверглись изменениям. Разберемся, каким именно.
Что изменилось?
Правительством принято специальное постановление, определяющее особенности проведения регистрационных действий в условиях военного положения (Постановление КМУ от 06.03.2022 № 209 «Некоторые вопросы государственной регистрации в условиях военного состояния и внесение изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2022 г. № 164» , с изменениями от 24.03.2022 г.). Соответствующий документ предусматривает следующие изменения:
- регистрационные действия разрешается проводить исключительно лицами согласно перечню, утвержденному Минюстом;
- упрощена процедура подачи документов для проведения регистрационных действий, в частности, разрешается отправка копий документов путем использования электронной почты и других электронных средств связи;
- предусматривается безотлагательное проведение регистрационных действий при условии, если заявителем представлены все необходимые документы.
В то же время, Минюстом предоставлен официальный комментарий, согласно которому приоритетными регистрационными действиями, для чего будет первоначально возобновлена работа реестра юридических лиц и ФЛП, является регистрация благотворительных организаций и общественных объединений, предметом деятельности которых является предоставление помощи Вооруженным Силам, другим военным и территориальным формированием, лицам, которые пострадали или могут пострадать от такой вооруженной агрессии.
В настоящее время услуга регистрация ФЛП доступна
- через веб-портал электронных сервисов “ДІЯ” путем заполнения и подписания регистрационных документов электронной цифровой подписью заявителя;
- путем физического посещения ЦПАП, регистраторам которых предоставлен доступ в ЕГР и проведение такого регистрационного действия.
Относительно прекращения предпринимательской деятельности, такая услуга сейчас доступна в ДИЯ, также возможно прекратить ФЛП путем физического посещения ЦПАП, регистраторам которых предоставлен доступ к ЕГР и проведения такого регистрационного действия, или путем отправки регистратору документов средствами электронной связи (электронная почта, мессенджеры), при условии наложения на них электронной цифровой подписи лица заявителя.
Что касается открытия или закрытия юр. лиц, такие государственные услуги сейчас недоступны и их альтернативы отсутствуют.
Советы для желающих открыть бизнес
Учитывая законодательные нововведения и нынешние реалии, не всем удается сейчас зарегистрировать свой бизнес. В некоторых территориальных общинах отсутствуют работающие ЦПАПы, кому-то не удается сгенерировать ЭЦП, чтобы получить соответствующую услугу через “ДІЯ”. Для таких случаев команда БИП разработала следующие советы украинцам, желающим приступить к ведению предпринимательской деятельности:
- Вы можете договориться с другим предпринимателем о временном получении денежных средств на его расчетный счет. Имейте в виду, что у такого ФЛП должны быть зарегистрированы соответствующие КВЭДы, для возможности получения дохода за осуществляемую вами деятельность.
- Можно временно получать доход как физическое лицо до того момента, пока не возобновится возможность регистрации ФЛП. В таком случае после получения средств как физическое лицо нужно будет по результатам текущего года отчитаться за полученный доход и уплатить соответствующие налоги. Не забывайте, что в данном случае нужно будет уплатить 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора.
* Обращаем внимание, при подписании физическим лицом контракта с заказчиком после регистрации ФЛП такой контракт нужно будет переподписать и заключить его уже с ФЛП, указав актуальные данные и реквизиты предпринимательского счета ФЛП.
- Можно также временно получать доход через платежную систему Payoneer. После регистрации ФЛП весь доход, поступивший на счет Payoneer, нужно вывести на предпринимательский счет, отчитаться и уплатить необходимые налоги. В настоящее время налоговые органы не имеют доступа к счетам и транзакциям Рayoneer, поэтому такой вариант имеет право на существование.
Об актуальных законодательных изменениях по ведению предпринимательской деятельности в условиях военного положения мы постоянно сообщаем нашим клиентам, следите за обновлением на нашем сайте.
Наталя Юдіна
1.04.2022