Юристы БИП менеджерам в ИТ: советы при заключении соглашений с клиентом
Клиент готов начать сотрудничество, а вот с договором все сложно. Или вы с клиентом уже знакомы много лет и договор вам не нужен, мол «Все равно рассчитается». Знакомые ситуации? Юристы компании БИП расскажут, как вести официальную переписку с клиентом, заключать контракты и подписывать NDA.
Работа без соглашения или разработка ИТ договоров?
Много споров между project менеджерами и юристами в компаниях вызывают ситуации, когда Заказчик просит начать работу, пока договор находится на стадии разработки/согласования/подписания, обещая платить в полном объеме и без задержек. Почему так происходит и как быть в такой ситуации — далее.
Здесь однозначно — без договора не работаем! Каким бы хорошим другом/знакомым ни был клиент, заключаем договора. Это застрахует не только тебя, но и его самого от возможных проблем. Более того, это является гарантией правомерности ваших взаимоотношений Заказчик-Исполнитель.
Чем предоставления услуг отличается от выполнения работ?
Если коротко: предоставление услуг — это процесс, который может быть неограничен во времени и по списку задач. Выполнение работ же, наоборот имеет конкретные задачи, время их выполнения и стоимость. ИТ консалтинг — услуга, разработка сайта — выполнения работ.
Какой договор подписывать? В зависимости от задач, которые перед тобой поставлены. Если Заказчику нужна консультация по разработке, заключай договор на оказание услуг. Если же твоя команда разрабатывает для этого Заказчика продукт (например сайт), тогда стоит подписывать Договор на выполнение работ.
Но есть и общее: в обоих случаях не забывай подписывать акты приема-передачи работ (оказанных услуг/выполнения работ). Это застрахует тебя от проблем как с контролирующими органами, так и с Заказчиком.
Почему одни договоры двуязычные, а другие одноязычные?
Если договор заключается между двумя предпринимателями из Украины, тогда договор — одноязычный. Если же контрагент из-за границы, принято заключать договор на языке страны Исполнителя и на английском языке (реже на языке страны Заказчика). Это делается для того, чтобы обе стороны и иные третьи лица (контролирующие органы, юристы, бухгалтеры) могли легко понять, о чем идет речь в соглашении.
Если у меня договор с иностранной компанией, то законы какой страны применяются?
Обычно этот вопрос регулируется соответствующими пунктами договора. Их чаще всего подают в разделе «Ответственность сторон» или в разделе «Другие условия договора».
Кому принадлежат права интеллектуальной собственности?
Этот вопрос также индивидуальний. Можно передавать все авторские права Заказчику, можно оставлять все авторские права себе (как Исполнителю). Часто практикуют неимущественные права оставлять за Исполнителем, а имущественные (фактически право на использование продукта) — передавать Заказчику.
Законодательство Украины не позволяет лишить автора его неимущественных прав (например, право разместить на сайте/в приложении свой копирайт). В то же время право на использование логотипа не только в бренд-буке (авторские неимущественные права на который принадлежат дизайнеру-исполнителю), но и на сайте и в рекламных материалах можно монетизировать и передавать.
Как и где общаться с Заказчиком?
Все официальные письма (документацию, прототипы, ссылки на код проекта) лучше присылать на емейл. Письмо невозможно удалить в одностороннем порядке (чего не скажешь о сообщении в Telegram, например). Остальные общения можно вести в чате в мессенджерах. Рекомендуем указать емейл и номер телефона, по которым будут вестись переписки, в реквизитах сторон в договоре. По содержанию самих сообщений, то впоследствии мы подготовим отдельный материал с примерами таких сообщений.
Наталя Юдіна
23.06.2021